МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»
пос. Мятлево
  • Учителями славится Россия


    Учительство - не труд, а отреченье,

    Умение всего себя отдать,

    Уйти на долгий подвиг и мученье

    И в этом видеть свет и благодать.

     

    Судьбы её простое полотно…

    Нина Васильевна Балакирева (Сахарова) родилась 26 февраля 1926 года в д. Петровки Темкинского района (ныне Гагаринский район) Смоленской области.

    В августе 1942 года фронт подступил к деревне, и семья Сахаровых была эвакуирована в д. Крупу Медынского района Калужской области. Было голодно, и семья решила, что старшие Варя и Нина пойдут вольнонаемными в ППО (полевой прачечный отряд).

    Декабрьским днем сестры Сахаровы пришли в д. Крюково, что под Юхновом, и были зачислены вольнонаемными в 273 ППО в/ч 56324, которая входила в состав 33 армии. Девочки стирали белье, ухаживали за ранеными, помогали в эвакуации раненых.

    В конце 1943 года Нина вернулась домой. В 1944 году продолжила обучение в Кикинской средней школе, которую окончила в 1946 году. В 1948 году Нина Васильевна окончила Калужский Государственный учительский институт, естественно-географическое отделение с правом преподавания в 5-7 классах и была принята в Мятлевскую семилетнюю школу. В 1957 году она окончила Калужский пединститут по специальности химия-биология.

    У Нины Васильевны одна запись в трудовой книжке – Мятлевская школа, оттуда и ушла на пенсию. За время работы в Мятлевской школе она была награждена значком «Отличник народного просвещения», ей было присвоено звание «Ветеран труда». Есть у Нины Васильевны и медали за участие в Великой Отечественной войне, так как 273 ППО входил в состав действующей армии.

    Выпускники школы всегда очень трогательно отзывались о Нине Васильевне, не упускали случая навестить ее, даже когда она была на заслуженном отдыхе. Ученики уверенно сдавали экзамены по химии и поступали в лучшие ВУЗы Москвы, Смоленска, Калуги.

    Умерла Нина Васильевна в возрасте 91 года и похоронена в Ульяновске.

     

    Записано со слов дочери Ларисы Васильевны Петрушиной (Балакиревой), выпускницы Мятлевской школы 1968 года.

    Подчас можно услышать фразу: «Дорога в жизнь проходит через школу». Отчасти это верно, однако настоящий учитель стремится к тому, чтобы школа жизни для его воспитанников началась уже со школьной скамьи.

    Таким учителем для нескольких поколений школьников был К.И. Блинов. Константин Иванович преподносил жизненную мудрость не по книгам и учебникам. Его всегда отличала независимость суждений. Преподавая историю и обществоведение в Мятлевской средней школе, К.И. Блинов любил высказывать собственное мнение, требовал от учеников не зазубривания, но осмысления, приветствовал и поощрял независимые суждения, основанные на прочном знании фактического материала.

    В ходе урока он никогда не заглядывал в учебные пособия, «методички», исторические журналы. Память учителя цепко хранила информацию. Константин Иванович излагал материал не сухим языком дат и событий. Подчас те или иные факты он подвергал критике.

    И при всем этом К.И. Блинов был жизнерадостным, веселым человеком, обладал острым чувством юмора. Одной фразой, а иногда и словом, он мог дать меткую оценку событию или своему ученику.

    Таким учителем Константин Иванович запечатлелся в памяти многих учащихся, наверное, благодаря тому, что за его плечами была собственная нелегкая жизненная школа. В работе ему помогал личный опыт, полученный в результате мучительного пути познания.

    Лучшие годы своей жизни Константин Иванович провел на фронтах Великой Отечественной войны. Здесь закалялся характер молодого человека. Окончив в 1944 году пехотное военное училище, К.И. Блинов вскоре попадает на фронт. Ему довелось принять участие в освобождении эстонского города Тарту. Приняв командование взводом, младший лейтенант своим личным примером воодушевлял солдат.

    С победой части Советской Армии продвигались к Берлину. Немцы стояли насмерть, но и наши воины сражались самоотвержено.

    За участие в овладении городом Эльбинг, мощным опорным пунктом обороны немцев на подступах к Данцигской бухте в Восточной Пруссии, К.И. Блинов был удостоен благодарности Верховного Главнокомандования.

    Константин Иванович принял участие в штурме и взятии Кенигсберга, за что награжден медалью.

    Боевой путь К.И. Блинова закончился под Щецином. Ротный командир был тяжело ранен, а было ему тогда всего девятнадцать лет.

    Госпиталь располагался в палатках. На глазах у Константина Ивановича умирали от ран люди. Самому пришлось перенести не одну операцию, стоял вопрос об ампутации ноги. Много дум передумал тогда молодой командир. Вспомнил родных, школу, довоенное время. Неудержимо влекла к себе Родина, хотелось жить и радоваться жизни. Константин иванович вспомнил родную деревеньку Богданово, что в Медынском уезде, где родился в 1925 году, поселок Мятлево, где прошли годы детства и отрочества, друзей по школе.

    Молодость и здоровый организм все же помогли перенести мучения. Дело постепенно пошло на поправку. В декабре 1945 года К.И. Блинов демобилизовался и вернулся на родину инвалидом.

    Подкрепив здоровье, Константин Иванович начал учебу в Калужском учительском институте, по окончании которого поступил на заочное отделение в Московский педагогический институт. В 1953 году он стал дипломированным учителем истории средней школы.

    В эти годы К.И. Блинов работал директором Кургановской и Галкинской школ Дзержинского района. С 1953 по 1983 год Константин Иванович трудился учителем истории Мятлевской средней школы. Часто давали о себе знать боевые раны, но Константин Иванович не поддавался болезням. Выйдя на заслуженный отдых, ветеран войны и труда охотно выступал перед молодежью и жителями поселка Мятлево и райцентра с рассказами о войне.

    К Константину Ивановичу на лето приезжали дети Владимир и Николай, внуки, бывшие однополчане и ученики. Своими знаниями, богатым опытом ветеран делился с людьми. Он был интересным собеседником, с которым можно и «за жизнь» поговорить и обсудить насущные проблемы современности.

    Юлия Федоровна родилась 1 июля 1936 года. В 1951 году окончила Кременскую 7-летнюю школу, а в 1954 году – Медынскую среднюю школу и поступила в Калужский педагогический институт им. К.Э. Циолковского на физико-математический факультет.

    После второго курса, летом 1956 года, ездила на целину и на первые заработанные деньги купила первое в своей жизни пальто. С 1960 года по 1977 год работала в Мятлевской средней школе тогда Медынского района. Работу очень любила, много времени занималась с сильными ребятами на факультативах и кружках, уделяя большое внимание внеклассной работе по математике. Считала, что главное в преподавании математики – наглядность. Юлия Федоровна бала приглашена в областной Институт усовершенствования учителей с лекцией о своей работе. С 1969 года она являлась руководителем методического объединения учителей. С 1972 года – руководителем педагогической практикой студентов Калужского педагогического института в Мятлевской школе (С 1959 года Мятлевская школа – базовая школа для педагогической практики студентов).

    p29_gavrilova.jpg

    Одним из своих лучших учеников считала Нестеркина Олега, который был зачислен в МГУ без экзаменов по результатам областной олимпиады по математике. Впоследствии он стал профессором, доктором математических наук. Многие из ее учеников стали учителями математики: Козлова Люда, Старостина Валя, Григорьева Валя, Коршунова Наташа

    За успехи в работе Юлия Федоровна Гаврилова неоднократно награждалась Почетными грамотами Медынского РОНО, Управления народного образования области

    В 1977 году она вместе с детьми переехала в г. Бокситогорск Ленинградской области, работала в ПТУ №27 преподавателем математики и завучем. В 1984 году ей присвоили звание Ветеран труда. В 1991 году Гаврилова Ю.Ф. была признана лучшим математиком города и приглашена в Бокситогорский филиал Пушкинского университета г. Санкт-Петербурга работать на подготовительных курсах, где проработала долгое время.

    Трудно было найти в п. Мятлево человека, который не знал бы Владимира Теофиловича Ерсака. Большим уважением и популярностью пользовался он среди молодежи.

    На постоянное место жительства в п. Мятлево В.Т.Ерсак приехал в конце 50-х годов и быстро заявил о себе. Оказывается, он еще в детстве научился играть на многих музыкальных инструментах. В этом ему очень способствовало одно обстоятельство – в семье Ерсаков было тринадцать детей, и все увлекались музыкой. «Виновницей» явилась мать. Она сама мастерски играла на аккордеоне. В их большой дружной семье всегда жили чарующая музыка, любовь и дружба, чистота и искренность.

    Владимир поступил в музыкальное училище. Интересно отметить, что на то время это был единственный учащийся, который окончил училище с отличием. 

    Так музыка стала призванием в жизни В.Т.Ерсака. Горячо, с большим темпераментом взялся он вести уроки музыки в Мятлевской школе. Слушать Владимира Теофиловича было очень интересно. Учитель охотно отвечал на многочисленные вопросы учеников. Они быстро прониклись к нему уважением, многие подружились. Учитель вел уроки просто и непринужденно

    В.Т.Ерсак вел также кружок духового оркестра при поселковом Доме культуры. Под его руководством проходили концерты на Мятлевской сцене, были выезды на районные и областные смотры. Много грамот было получено музыкальным коллективом, которым руководил Владимир Теофилович. Вот некоторые из многочисленных членов музыкального коллектива: Э.А.Голиков, В.А.Орловский, А.А.Орловский, братья Хрестины – Владимир и Александр, братья Грибченковы – Владимир и Виктор, В.Н.Грачев, А.Витвицкий, Е.Лаушкин и многие другие.

     Александра Александровна закончила педагогическое училище и преподавала  русский язык и литературу. Затем, проработав несколько лет в школе, она решила продолжить образование. Александра Александровна заочно закончила Калужский педагогический институт. В 1958 году ее супруг Александр Федорович стал директором Мятлевской школы. На этом посту он плодотворно проработал более пятидесяти лет. Все это время Александра Александровна была для него надежной опорой, вдохновителем, хранительницей семейного очага. Благодаря своей супруге, Александр Федорович смог достичь научных высот, стать известным на всю страну педагогом-новатором.

       По словам ее бывших учеников Лидии Бутоновой, Веры Носоревой, Владимира Лисюхина, Александра Александровна обладала спокойным добродушным характером. Ее уроки проходили в доброжелательной спокойной атмосфере. Она очень любила свой предмет, и ей удавалось привить любовь к русской литературе и русскому языку многим своим ученикам, среди которых есть и учителя русской словесности, и журналисты, и просто хорошие люди. 

     

       Бывшие коллеги вспоминают ее, как очень мудрого и ответственного человека, готового всегда не только поделиться секретами педагогического мастерства, но и просто прийти на помощь в трудную минуту. За добросовестный труд А, А. Иванова многократно награждалась Почетными грамотами и Благодарностями разного уровня, имела отраслевую награду Министерства образования и науки РФ -  «Отличник народного образования».

       Оба сына Ивановых Николай и Михаил связали свою жизнь с военными профессиями. Подполковник Николай Иванов жил и трудился в г. Смоленске. Полковник Михаил Иванов в настоящее время является заместителем главы администрации г. Балабаново.

       Делу образования и воспитания подрастающего поколения Александра Александровна отдала всю свою жизнь, проработав в Мятлевской школе более сорока лет. Многие поколения мятлевцев с благодарностью вспоминают о ней.

    Родился 18 марта 1925 года в д. Ковыряевка Медынского района Калужской области. С 1942 года постоянно (кроме службы в Советской Армии в годы Великой Отечественной войны) работал в Калужской области.

    С 1950 года учитель истории, а с 1958 года по 2009 – директор Мятлевской школы.

    В 1950 году закончил исторический факультет Московского заочного педагогического института.

    В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Проблема активизации творческой деятельности учителей сельской школы в системе повышения квалификации».

    В 1992 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Интеграция педагогических и социальных факторов как условие повышения эффективности работы сельской школы».

    В 1985 году избран членом-корреспондентом РАО.

    В 1991 году присвоено ученое звание профессора по кафедре педагогики.

    В 2002 году присвоено почетное звание «Народный учитель Российской Федерации».

    В 2004 году присвоено звание «Почетный гражданин Калужской области».

    В 2007 году присвоено звание «Почетный гражданин Износковского района».

    Автор многих научных работ, в том числе по социально-педагогическим проблемам сельской школы.

    Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1981г706 орденом «Знак Почета» (2003г.), медалью им. Н.К. Крупской (1979г.), Золотым знаком «Общественное признание» (2008г.). Имел награды за участие в Великой Отечественной войне и за трудовые заслуги перед Калужской областью.

    В 2004 году Правительство Калужской области учредило областные премии и стипендии имени народного учителя Российской Федерации А.Ф. Иванова.

    С 2010 года в марте в МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» проходит ежегодная региональная научно-практическая конференция памяти А.Ф. Иванова.

    Не только ученики, но и опытные педагоги Мятлевской средней школы часто обращались за советом к учительнице немецкого языка и организатору внеклассной работы Клавдии Васильевне Комаровой, которая более 30 лет преподавала в школе. За добросовестный труд она была награждена знаком «Отличник просвещения школы РСФСР».

    К.В.Комарова терпеливо учила ребят правильному произношению, грамматике. На своих занятиях она прививала не только любовь к немецкому языку, но и расширяла кругозор и давала максимум знаний о сегодняшней жизни в Германии.

    Не только прочные знания по своему предмету давала сполна ученикам Клавдия Васильевна, прежде всего, она растила честных, трудолюбивых людей. Для нее Гете и Пушкин не просто великие немецкий и русский поэты – по ее мнению, эти гении принадлежат всему человечеству. С детства она прививала детям чувство интернационализма, любви к людям разных национальностей, но живущих на общей планете Земля. Много лет подряд руководила Клавдия Васильевна Клубом интернациональной дружбы. Ребята вели активную переписку со своими ровесниками из города-побратима Зуль. На занятиях Клуба ее воспитанники узнавали много нового и интересного о стране изучаемого языка. Часто Клавдия Васильевна посвящала свои уроки истории и культуре Германии. Своими руками создавала уют и красоту в кабинете иностранного языка. Учащихся окружало много цветов, шкафов с книгами на немецком языке, альбомов с фотографиями немецких городов, поделками, присланными из страны изучаемого языка.

    Нагрузка у Клавдии Васильевны всегда была немалая, но она с желанием и неутомимой энергией выполняла ее. Она часто организовала поездки в драматический театр и музеи города Калуги, различные экскурсии.

    Ее ученикам и коллегам несказанно повезло, ведь с ними рядом был такой замечательный человек!

    В предвоенные годы Кузьма Константинович работал учителем математики в поселке Полотняный Завод, пока не познакомился со своей будущей женой Ниной Федоровной, которая проживала в поселке Мятлево и работала в школе учителем начальных классов. Кузьма Константинович переехал в поселок и вскоре стал директором Мятлевской школы. В школе его любили и уважали, потому что он был талантливым педагогом.
       Весной 1941 года в Мятлевской школе состоялся первый выпуск десятиклассников. Вместе со своими учениками Кузьма Константинович ушел на фронт и не вернулся. Он погиб смертью храбрых 15 января 1942 года, освобождая Полотняный Завод. Похоронен в братской могиле поселка. На мемориальной доске значится его фамилия.

    Тридцать восемь лет проработала преподавателем начальных классов Мятлевской средней школы Валентина Федоровна Лаушкина. Стать учительницей – это была мечта ее раннего детства.

    Ребенком пяти лет приехала она в поселок Мятлево, да так больше никуда и не уезжала. Школа в Мятлеве раньше была до восьми классов, но получить образование, не срывая занятий, не получилось. Виновницей тому и другим бедам стала война. Немцы захватили поселок, когда В. Лаушкина училась в шестом классе. Пришлось до освобождения покинуть поселок. После изгнания захватчиков занятия сразу же возобновились.

    Училась В. Лаушкина вместе с А. Ивановой и Н. Ивановой, Эти девочки после окончания школы решили продолжить свое обучение в Калуге в химико-технологическом техникуме и уговорили Валентину поехать вместе с ними. Училась девушка старательно, но постоянно чувствовала неудовлетворение, что это все не для нее, что она просто заставляет себя посещать занятия и перечитывать конспекты лекций. Душа лежала к другому делу. И вот случайно, в конце февраля первого года учебы Валентина Федоровна узнает, что в Кондрове в этом месяце открывают педагогическое училище, так как после войны педагоги были на вес золота.

    В техникуме как раз были каникулы, и Валентина Федоровна с радостью поехала в Кондрово узнать об условиях приема в училище. Директору училища она объяснила свою ситуацию, что у нее огромное желание стать учительницей, но тот с недоверием отнесся к маленькой девчушке и решил сначала навести о ней справки. Позвонил в Калужский техникум, поинтересовался и остался очень доволен, потому что в ответ услышал только самое хорошее.

    Так исполнилась мечта Валентины. С каждым днем, часом, занятием она приближалась к своей заветной цели – быть учителем. Училась Валентина Федоровна три года. Так как училище  первый год как открылось, то был всего лишь один факультет – начальные классы. На следующий учебный год факультетов прибавилось. Оставшиеся в Калуги подруги Валентины тоже приехали учиться в Кондрово:  Александра Иванова – на литератора, Нина Иванова – на биолога. 

    На практику Валентину Федоровну Лаушкину направили в Мятлевскую школу. Директором тогда была Е. В. Хохлова.

    Молодой практикантке дали третий класс, самый трудный, по словам педагогов. В нем были собраны ученики разных возрастов, которые в связи с войной не смогли во время пойти учиться. Е. Хохлова сказала: «Если, Валюша, с этим классом найдешь общий язык, то ты сделала правильный выбор».

    В. Ф. Лаушкина тщательно готовилась к урокам, старалась, чтобы не было таких, кто уходил бы с урока с непонятым материалом, дружески расположить к себе учеников, открыть их души. Конечно, находились любители подерзить молодым учителям. Вот, что рассказывала Валентина Федоровна сама: «Был у меня один шалунишка. Звали его Мишей. Он просто без курьезов жить не мог. Однажды привел в школу козла, завел его в кабинет на второй этаж, да там и бросил. Вот он и надо мной решил подшутить или проверить мою реакцию – не знаю. На уроке он встает и говорит: «Валентина Федоровна, у меня пистоны. Я хочу их Вам отдать», и руку протягивает. Для меня, конечно, это была неожиданность, но вида я не подала. Сразу поняла, что, если я к нему сейчас подойду, то он сыграет со мной злую шутку. Я открываю ящик стола и говорю ему: «Если у тебя есть желание мне их подарить, то положи в стол. Я их потом рассмотрю». А сама продолжаю объяснять новую тему. Он постоял, подумал, улыбнулся и положил мне их в ящик. С этого дня мы с ним стали добрыми друзьями, и остальные ребята перешагнули завесу непонимания».

    Практика закончилась, и В. Лаушкина уехала доучиваться, но при распределении снова попала в Мятлевскую школу, которой отдала долгие годы. На глазах В. Ф. Лаушкиной выросли поколения мятлевцев. Сначала она учила родителей, потом их детей и даже внуков. Выйдя на пенсию, она никогда не отказывала заболевшему учителю во временной замене уроков. И вообще, Валентина Федоровна помогала всем, кто бы ни обратился к ней за помощью. Такой уж у нее был характер…

    С появлением школы в 1889 году в Мятлево приехал первый учитель Предтеченский Николай Алексеевич. Родом он был из деревни Матрёнино Медынского уезда Калужской губернии. Он окончил Калужскую учительскую семинарию  и был назначен заведующим Мятлевской школы.

    Школа к тому моменту была еще до конца не построена, и Николай Алексеевич часто вкладывал свои личные сбережения, включался в хлопоты по быстрейшему завершению строительства.

    Вскоре было построено одноэтажное деревянное здание с высоким фундаментом и железной крышей. Рядом впоследствии был построен дом учителя. Полностью строительство школы было завершено в 1889 году, и одноклассная Мятлевская начальная школа была открыта. Н. А. Предтеченский стал ее первым учителем и первым заведующим.

    В начале XX века Мятлевская школа продолжала функционировать как одноклассная, смешанная земская школа первой ступени. В 1904 году было начато строительство еще одного здания, как продолжения первого. Школа стала иметь два крыла, образующие угол. Улица, на которой находилась школа, называлась Кладбищенской.

    В 1906 году школа стала двухклассным училищем с пятилетним сроком обучения, Н. А. Предтеченский продолжал быть ее директором. 

    Николай Алексеевич был поистине влюблен в свою работу. В школу приезжали новые учителя, но их все равно не хватало, поэтому Николаю Алексеевичу приходилось вести уроки по самым различным предметам. В связи с этим он экстерном сдал экзамены и получил диплом учителя-предметника по математике и физике.

    В 1914 году школа стала высшим семиклассным начальным училищем. В этом же году Николай Алексеевич был награжден серебряной медалью «За усердие»

    В 1938 году был открыт восьмой класс, и Мятлевская школа стала называться средней трудовой общеобразовательной школой. Николай Алексеевич Предтеченский продолжал работать в школе, но уже не директором, а заведующим учебной частью.

    В 1939 году школа и весь поселок широко отмечал 50-летний юбилей работы в Мятлевской школе Н. А. Предтеченского. Правительство высоко оценило его труд в области просвещения. Николай Алексеевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    Первый учитель и директор Мятлевской школы на 76 году скоропостижно ушел из жизни 21 февраля 1941 года. Гроб с телом покойного был установлен в Народном доме посёлка. Непрерывным потоком шли жители Мятлева прощаться с любимым Учителем. Провожали в последний путь уважаемого коллегу все учителя и работники Мятлевской школы, в которой он проработал 54 года. Похоронен Н. А. Предтеченский на сельском кладбище поселка. Память о нем сохранилась в его учениках и их потомках, которые не забывают тропинку к его могиле.


     

    Савина Алла Викторовна поступила на работу  в Мятлевскую среднюю школу в  августе 1954 года учителем физического воспитания после окончания Кондровского  педагогического училища физического воспитания Министерства Просвещения РСФСР, затем, уже работая, в школе, закончила  Калужский государственный педагогический институт им. К. Э. Циолковского,  в 1966 году.

    Савина Алла Викторовна всю жизнь проработала в Мятлевской средней школе, сначала учителем физкультуры,  потом,  учителем начальных классов и  преподавала в группе продленного дня

    С 01.09.1961 по 20.11.1965 гг работала завучем начальных классов. С 20.11.1965 по 01.09.1978 гг – воспитателем группы продленного дня.

    С 01.09.1978 по 31.07.89 гг - учителем начальных классов.

    С 01.09.1989 по 27.09.1997 гг – воспитателем группы продленного дня.

    За добросовестный труд неоднократно Была награждена Почетными грамотами. В 1996 году получила звание «Ветеран труда»

    За время работы Савина Алла Викторовна  зарекомендовала себя профессионально грамотным, ответственным, знающим особенности детей с проблемами в обучении учителем, творчески относящимся к работе. Учительское мастерство, творчество, любовь к детям, ответственность Аллы Викторовны  вызывали заслуженное уважение коллег и воспитанников школы.

    Алла Викторовна  была очень грамотный, творчески работающий учитель. За время работы Алла Викторовна   накопила богатый педагогический опыт.

      В 1996 году Алла Викторовна,   имея  сорок три года стажа педагогической работы, вышла на пенсию. Будучи на пенсии неоднократно оказывала помочь   детям – дошкольникам, прививала познавательную направленность интересов и некоторые специальные умения, помогающие осваивать специфические виды учения (письмо, чтение, вычисления, счет).

    В 1967 в Мятлевскую школу пришла работать новая учительница – Семёнова (Сладкова) Мария Михайловна…С тех пор до самой пенсии она учила детей математике и черчению, воспитывала и заботилась о своих учениках, как о родных детях, каждый день, в любую погоду преодолевая длинный путь на работу и, поздно вечером, обратно…Не каждый способен к такой самоотверженности, самоотдаче работе, какой она была у наших учителей…

     

    Мария Михайловна Семёнова, в девичестве – Сладкова, не случайно пришла в профессию, примером был её отец, которого она чрезвычайно любила, уважала и гордилась им – Сладков Михаил Трофимович.

    sbratomvposlevoennyiegodyi.jpg

    В 1923 году 6 декабря в д. Шумово Юхновского района, в семье сельского учителя, Сладкова Михаила Трофимовича и крестьянки Сладковой Марии Яковлевны, родился первый ребёнок – дочь,  наречённая Марией. Позже родились ещё дочь Анна и сын Василий. Все дети получили достойное образование, а старшая дочь пошла по стопам отца, стала учителем математики, физики и черчения.

    Но путь к образованию был не быстрым и нелёгким: впереди была война, Великая Отечественная

    К началу войны семья проживала в д. Шалаево, старшие классы Семёнова М. заканчивала в Медынской школе. В 1941 году в деревню вошли фашисты. Наступили тяжёлые дни испытания оккупацией, где были и грабёж, и разбой и угроза расправы за помощь советским военным, выходившим из окружения.

    После освобождения деревни в 1942 г. Мария вместе с сестрой Анной покинули родительский дом: были мобилизованы на трудовой фронт. На Урале, на Лысьвенском металлургическом заводе до самого окончания войны трудились молодые девчонки по 12 и более часов, работали на стахановскую премию, стояли у больших токарных станков, обтачивали и таскали  гильзы по 50 кг. «Всё для фронта, всё для победы…» Это тоже был фронт, хотя и трудовой: жили в холодных бараках, диверсанты то отравили однажды пищу, то закладывали бомбы с часовым механизмом… Однажды Мария чуть не попала в станок, получила травму ноги и с тех пор работала чертёжницей-копировальщиком. Впоследствии она профессионально преподавала черчение в Мятлевской школе, выпустила немало будущих инженеров. За добросовестный труд была удостоена медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

    Вернувшись домой, 4 года жизни отдав для доблестной победы, Мария не оставила своей мечты продолжить дело отца. Сначала она поступила учиться в Кондровское педагогическое училище, которое окончила в 1950г. и была направлена на работу учителем начальных классов в Лосинскую школу Кировского района. А в 1952 г. она решила повысит образование и поступила в Ефремовский государственный учительский институт Тульской области, где была зачислена студенткой физико-математического отделения. В 1954 г. окончила институт с отличием.

    Летом 1954 г. М.М. Сладкова поехала по распределению в Чесалковскую школу Тёмкинского района, чтобы учить сельских ребятишек. В 1955 г. создала семью с Семёновым В.И., а в 1956г. родилась первая дочь, Оля. В 1966 г. после смерти отца, семья Семёновых переезжает в д. Кононово, где строит новый дом на месте старенького родительского.

    Запись из трудовой книжки:

    26.08.1966г.  Семёнова М.М.  зачислена учителем математики и физики Мятлевской средней школы.

    05.12. 1978 г. Освобождена в связи с уходом на пенсию.

    Этот уход с работы она тяжело переживала, не могла сидеть дома, да и младшая дочь ещё училась в школе. Поэтому, свой трудовой путь она продолжила, но не в школе, а на Мятлевской почте, где её так же ценили и уважали за трудолюбие, добросовестность, ответственность и душевность.

    Это было в деревне Вешки

    Шел первый год войны. Сводки Совинормбюро приносили нерадостные вести: наши войска с боями отступали, оставляя один город за другим. И вот уже война подкатилась к границам Медынского района. Совсем близко ухают взрывы: это немецкие стервятники бомбят Варшавское шоссе, город Юхнов. Не смолкает артиллерийская стрельба, неизвестно, в какой деревне свои, в какой гитлеровцы…

    В деревне Вешки, что расположена недалеко от Кошняков, в начальной школе идут занятия. С ребятишками занимаются две учительницы: Вера Александровна Доброхотова и ее восемнадцатилетняя дочь Маргарита. Они все еще не теряют надежды на то, что врага вот-вот остановят, не пустят к Москве.

    Вдруг над деревней послышался мощный гул самолетов. Шел воздушный бой. Фашистские летчики прижали к земле и расстреляли один наш самолет. Он упал за деревней, раздался мощный взрыв.

    Обе учительницы и ребятишки бросились бежать к тому месту. Весь простреленный, самолет взорвался на земле. Видимо, летчик смог его приземлить. Экипаж успел выбраться из горящего самолета до взрыва. Но все трое из экипажа – командир, штурман и радист были тяжело ранены, сильно обгорели. Они находились неподалеку в кустах.

    Женщины не растерялись. Быстро разорвали чудом сохранившийся парашют и всех троих перевязали. Что делать дальше? В соседней деревне уже побывала вражеская разведка, немцы с минуты на минуту могли нагрянуть в Вешки. Решили срочно вести раненых в Медынь, где, по слухам, еще стояли советские воинские части и, значит, там должен быть госпиталь.

    … На глухой лесной дороге скрипит просторная крестьянская повозка. Две женщины – одна совсем молодая, другая – постарше – погоняют лошадь, настороженно прислушиваясь к орудийной пальбе, к лесным шорохам. В телеге укрыты от посторонних глаз трое тяжелораненых. До Медыни 25 км по прямой дороге, но там опасно, они едут проселочными, спешат: только бы успеть застать свои войска в Медыни.

    Они благополучно доставили раненых в полевой госпиталь и вернулись домой, а через несколько дней весь Износковский район уже был занят фашистами.

    Год спустя, когда пришла радость освобождения от оккупации, летчик Василий Дымченко и штурман Александр Хрустков разыскали своих спасительниц. За совершенный подвиг Вера Александровна Доброхотова была награждена орденом Отечественной войны II степени, а ее дочь Маргарита – орденом Красной Звезды.

    После войны Маргарита Гавриловна долго работала заведующей Кононовской начальной школой, а затем работала учителем начальных классов в Мятлевской средней школе. Посвятив свою жизнь делу воспитания подрастающего поколения, патриотка и своим воспитанникам всегда прививала чувство любви к Родине, трудолюбие.

    В семейном альбоме Маргариты Гавриловны хранились снимки спасенных ею воинов, которые были ее друзьями, приезжали к ней в гости, слали письма.

    М.Г. Томилова со спасенными летчиками. Стрелок-радист Г. А. Коллин (слева),  командир В.И. Дымченко и штурман А.В. Хрустков

    На всех этапах долгого пути педагогический коллектив Мятлевской школы отличало трудолюбие, стремление к творческому поиску.

    Несколько поколений педагогов внесли свой вклад в становление авторитета школы. Особое место в истории школы принадлежит заслуженному учителю РСФСР Евдокии Васильевне Хохловой.

    xoxlovaev.jpg

    Е.В. Хохлова родилась в поселке Мятлево в 1906 году. В 1922 году она закончила 9 классов Мятлевской школы и поступила в Калужский педагогический техникум. Окончив техникум, поступила на заочное отделение Смоленского пединститута на биологический факультет.

    Одновременно стала работать педагогом в мятлевской школе. Вышла замуж за директора школы Василия Ивановича Иванова. Вскоре в молодой семье родились дети – мальчики Анатолий и Борис.

    Примерно в 1938 году семья Ивановых переехала ближе к Смоленску – в районный центр Всходы. Там супруги работали в средней школе по своей специальности.

    Мирную, счастливую жизнь этой дружной семьи нарушил грозный июнь 1941 года. В первый же день после начала войны Василий Иванович ушел на фронт. Известно, что он сражался в партизанском отряде, затем пропал без вести. Евдокия Васильевна осталась одна с маленькими детьми.

    Когда нависла угроза оккупации района, Евдокия Васильевна была эвакуирована вместе с детьми в Сибирь, где и прожила трудные 1941-1942 годы. Работала в столовой, мыла посуду, но семью сберегла. И после освобождения поселка Мятлево вернулась в свой родительский дом на Советской улице.

    В 1943 году Дзержинский РОНО предложил Евдокии Васильевне взять на себя руководство Мятлевской школой. Назначение Е.В. Хохловой на должность директора как раз совпало с размещением детей в Фатьяновской «лесной школе». Нужно было вложить много труда, чтобы это помещение хоть приблизительно соответствовало условиям обучения детей. Не хватало столов, скамеек, классных досок. Все это обзаведение и легло на плечи учителей-женщин.

    В это время Евдокии Васильевне часто приходилось организовывать так называемые трудовые десанты. Зимой после уроков, уже в сумерках, учителя и техслужащие шли к оставшимся на территории аэродрома землянкам и на себе или на санках доставляли для оборудования классов необходимый материал. Заготавливали на зиму дрова, сами рубили лес, привозили, пилили и кололи.

    1943.jpg 

    Учителя вспоминали эпизод, как однажды с Евдокией Васильевной отправились за дровами. Спешили, так как нужно было успеть и на уроки. Когда раскрасневшиеся от холода, довольные сделанным, вернулись в школу, то узнали, что приехали представители РОНО и посещают уроки с целью проверки качества преподавания. Идя на урок к Евдокии Васильевне, они были уверены, что учительница, только что пришедшая из леса с вязанкой дров, к уроку не готова. Каково же было их удивление по окончании урока: невысокого роста, одетая более чем скромно учительница – директор школы провела урок не просто хорошо, а блестяще.

    И коллеги, и ученики Евдокии Васильевны, вспоминая, подчеркивают ее самоотверженность, способность идти на любые дела ради школы, для детей, которых ей и коллективу государство доверило учить и воспитывать. 

    Среди учеников Евдокии Васильевны были Мария и Таня Афонины. Мария, в замужестве Орловская, вспоминает, что их с сестрой Евдокия Васильевна с 5-го класса учила биологии. Сестры любили эти уроки больше всех других. Е.В. Хохлова интересно объясняла, поэтому к ее урокам всегда было легко готовиться.

    Мария Ивановна Федотова 15 лет работала в Мятлевской школе учителем обслуживающего труда. О Е.В. Хохловой она сказала коротко: «Она была замечательным учителем и замечательным директором»

    Учитель математики Лидия Иосифовна Сорокина вспоминает: «Как директор и учитель Е.В. Хохлова сама работала хорошо и от других требовала хорошей работы. Очень строго следила за дежурством учителей по школе. К детям была строга, требовательна, но справедлива. Молодых учителей учила не только словом, но и делом: приглашала к себе на уроки, ходила вместе с молодыми учителями к родителям учеников, учила мудрому диалогу с родителями. Родители ее уважали, потому всегда охотно помогали школе в ремонте и оформлении классов»

    И еще отзыв учителя начальных классов Н.Ф. Набиркиной: «Евдокия Васильевна была честной и принципиальной, правду говорила, не взирая на лица».

    Очень жаль, что Евдокия Васильевна не имела законченного высшего образования. По этой причине в 50-х годах директорский пост заняли сначала Никишов, затем Даниильян ( учителя –коллеги не запомнили их имена и отчества). каждый из них проработал в школе всего по три года.

    А Евдокия Васильевна продолжала работать. Она была секретарем партийной организации школы. Е.В. Хохлова являлась организатором пришкольного участка, которым затем заведовала. Этот участок на долгие годы стал центром практики и обучения детей растениеводству.

    В 1958 году директором школы стал Александр Федорович Иванов, заслуженный учитель школы РСФСР, член-корреспондент Академии педагогических наук. Восемь лет Евдокия Васильевна и Александр Федорович работали вместе, находя полное взаимопонимание в решении школьных проблем.

    Александр Федорович вспоминал о Евдокии Васильевне как о человеке, любящим свою профессию, прекрасной методистке. Она была не только биологом, но и практиком. Под ее руководством школьный участок стал местом интересной опытнической работы.

    В начале 60-х годов, занимая пост заместителя директора по производственному обучению, Е.В. Хохлова много сделала по налаживанию контакта между школой и совхозом «Мятлевский». В 1965 году Евдокии Васильевне Хохловой было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Так были оценены ее большие заслуги в деле воспитания детей.

    В 1974 году не стало Евдокии Васильевны Хохловой. Но память о ней бережно храни Мятлевская школа, те, к то с ней рядом работал, и, конечно, ее ученики, в душе которых она навсегда оставила свой след.

      Много лет отдала Надежда Николаевна Шаповалова воспитанию подрастающего поколения и, даже выйдя на пенсию, продолжала работать в Мятлевской школе: вела уроки биологии, была классным руководителем, много времени уделяла краеведческой работе.

       Если увлечен учитель, он обязательно передаст свое увлечение воспитанникам. Под руководством Надежды Николаевны в школе велась большая работа по патриотическому воспитанию и краеведению. Она являлась инициатором создания нынешнего школьного музея, где собран богатый материал по истории поселка, о годах Великой Отечественной войны в нашей местности. Под руководством Н. Н. Шаповаловой велась обширная переписка с освободителями поселка Мятлево, семьями погибших, собрано много военных и этнографических экспонатов. Надежда Николаевна часто организовывала экскурсии, походы и экспедиции по местам боевой славы. Она была большим энтузиастом педагогического труда и краеведческой работы. За это она многократно награждалась Почетными грамотами и другими ценными наградами.

    Валентина Петровна преподавала математику и физику в Мятлевской школе более сорока лет.

    Валя Капранова закончила Мосальскую среднюю школу с золотой медалью. Отец Вали погиб на фронте, кроме нее у матери на руках было еще трое детей, поэтому о дальнейшей учебе не было и речи. И Валентина поступила на работу в школу-интернат воспитательницей. Так и увлекла ее педагогическая работа. Вскоре она стала студенткой физико-математического факультета, а в 1965 году после окончания Калужского пединститута с отличием она пришла в нашу школу, так и проработала здесь до конца своей жизни.

    Валентина Петровна учила детей главному предмету, без которого в жизни не обойтись: не напрасно ведь величают математику царицей наук. Сколько ее выпускников вышло в большую жизнь!.. Сколько ее учеников связали свою судьбу с математикой и физикой!.. А ведь математика – это необязательно учитель. Это – экономисты и бухгалтеры, инженеры и строители, геологи и военные.

    dsc08483_.jpg

    Кажется, сухая наука математика, и нет в ней места для мечтателей и романтиков, но Валентина Петровна могла строить уроки так, что даже самые далекие от точных наук личности начинали интересоваться предметом. К тому же на всех ее уроках всегда царила спокойная рабочая обстановка. Как ей удавалось без окриков, одергиваний заставлять работать даже не очень прилежных учеников, останется ее профессиональной тайной, в которую до сих пор никто не проник. О ее педагогическом мастерстве говорит хотя бы то, что лучшие результаты на ЕГЭ и других экзаменах бывали именно у ее учеников.

    Валентина Петровна была всегда в курсе всех событий, у нее было много увлечений. Она любила петь и зажигательно танцевала. А сколько было цветов в ее цветнике! Всегда выглядела элегантно и современно. Обладая большим чувством юмора, имела абсолютный авторитет среди коллег, учеников и односельчан.

    А еще она замечательная мать. Все три ее сына окончили школу с серебряными медалями, получили высшее образование и достойно определились в жизни.

    Много лет возглавляла Валентина Петровна районную методическую секцию учителей математики. В свое время была парторгом школы, завучем.

    Валентина Петровна была учителем высшей категории, труд ее отмечен многочисленными грамотами и благодарственными письмами разного уровня. Она имела нагрудный знак «Отличник народного образования» и награждена медалью «За доблестный труд». А в 2007 году она стала победителем районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2007».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie